Меню Edit ViewGroup
Waveform Normalize- совместная нормализация нескольких волновых форм. Команда Group Waveform Normalize, которая
позволяет в полуавтоматическом режиме совместно нормализовать несколько
открытых файлов с волновыми формами. Правда, в отличие от классической
процедуры, в данном случае нормализация осуществляется не по максимальному
значению отсчета, а по вычисленному для всех отсчетов волновой формы
среднеквадратическому значению, то есть, по реальной громкости сигнала. В
процессе рассматриваемой нормализации можно также осуществлять динамическую
обработку сигнала и многополосную амплитудно-частотную коррекцию. Команда Group Waveform Normalize... открывает
одноименное окно диалога, содержащее три вкладки: Choose Files, Analyze
Loudness и Normalize. Вкладка Choose Filesпредназначена для выбора тех файлов с волновыми
формами (из числа открытых), которые требуется подвергнуть совместной
нормализации.
На вкладке показывается список всех открытых в настоящее
время волновых форм. Для выбора нескольких волновых форм нужно нажать клавишу
<Shift>(либо
<Ctrl>) и выделить щелчками левой кнопкой мыши необходимые строки.
Работа с вкладкой Choose Files составляет первый шаг
процесса подготовки к нормализации - выбор файлов-источников обрабатываемого
материала (Step 1: Choose source files).
ВторойшагпроцессаноситназваниеStep 2: Analyze selected files for
loudness information. Реализуется этот шаг с помощью вкладки Analyze
Loudness, которая позволяет проанализировать числовые значения ряда
параметров, характеризующих громкость выбранных волновых форм.
Для того чтобы начать анализ, нажмите кнопку Analyze Statistical Information.
После того как программа проверит все отсчеты выбранных
волновых форм, в таблице появятся результаты анализа:
- Eq-Loud - кажущаяся громкость (вычисляется
с учетом особенностей слухового аппарата человека)
-Loud — реальная громкость
-Мах —
максимальное значении RMS
-Avg — среднее значение RMS сигнала
-% Clip— процент клиппированных
отсчетов
Примечание
Percentoverclippingwhennormalizingtotheaverageof- dB напоминает о том, что в
столбце % Clip приводится процент
клиппированных отсчетов с учётом выбранного на вкладке Normalize уровня
нормализации. Вкладка Normalize реализует третий шаг процесса - выбор параметров нормализации
выбранных файлов к одному и тому же уровню громкости (Step 3: Normalize
selected files to the same loudness level).
В группе Normalization устанавливается способ выбора уровня,
к которому будет производиться нормализация
-Normalize
to Average Level of Source Files - нормализация аудиофайлов с использованием
среднего уровня каждого из них
-Normalize
to a Level of - dB — нормализовать к уровню, заданному в поле ввода (в
децибелах)
Действие команды классической нормализации Effects >
Amplitude > Normalize основано на том, что к заданному уровню приравнивается
пик — максимальное значение отсчета, встречающееся в выбранной волновой форме.
В отличие от этой команды, рассматриваемая процедура нормализации оперирует не
пиковыми, а среднеквадратическими (RMS) значениями отсчетов.
Если установлен флажок Use Equal Loudness Contour
(mid frequencies more important), то при нормализации будет осуществляться
автоматическая коррекция уровня нормализации различных частотных составляющих
сигнала с учетом линии равной громкости.
(РазработчикирекомендуютнесбрасыватьфлажокUse Equal Loudness Contour (mid
frequencies more important). На практике это будет означать, что при
нормализации высокочастотные и низкочастотные составляющие будут усилены по
сравнению со средне-частотными.)
Опции группы Out of Band Peaks позволяют выключить или
включить ограничение сигнала в процессе нормализации, а также выбрать параметры
ограничителя.
-
Если
выбрана опция No Limiting (Clip), то ограничение сигнала производиться не
будет. В этом случае не исключено клиппирование сигнала в пиках.
- Если выбрана опция Use Limiting, то перед нормализацией
программа произведет динамическую обработку записанного аудиосигнала, а
конкретно, его ограничение. После этого пики сигнала окажутся сглаженными, а
динамический диапазон суженным.
В том случае, когда выбран вариант обработки с ограничением,
можно задать два параметра виртуального ограничителя (лимитера).
1.Lookahead
Time — интервал времени упреждения включения ограничителя (в миллисекундах), который необходим, чтобы ослабить звук
раньше, чем возникнет громкий пик. При малых значениях (менее 5 мс) этого
параметра могут возникнуть искажения. Значение по умолчанию составляет 12 мс.
2.Release Time
— время выключения ограничителя: интервал времени, необходимый для перехода к
нормальному усилению после завершения пика сигнала.
(Разработчики рекомендуют
выбирать значение данного параметра в окрестностях 100 мс, хотя по умолчанию
установили 200 мс.)
При значительном увеличении Release Time может наблюдаться
нежелательный побочный эффект: громкость звучания участка волновой формы,
следующего непосредственно за пиком, будет меньше номинальной.
В группе Advanced имеется единственная опция: поле ввода
Statistics RMS Width. В нем при желании можно изменить предусмотренную по
умолчанию протяженность временного окна (интервала интегрирования), в пределах
которого производится осреднение статистических данных о нормализуемой волновой
форме.
А теперь возвратимся к вкладке Analyze Loudness. Двойным щелчком на
любом из файлов в списке вы можете открыть окно диалога Advanced Statistical
Report, в котором статистические данные о звуковых отсчетах
представлены в графической форме.
В окне располагаются два графика:
Complete RMS
Histogram — гистограмма распределения, которая показывает относительные
количества звуковых отсчетов, соответствующих каждому значению уровня
громкости.
В левом нижнем углу окна располагается диаграмма Clipping
Profile, которая показывает, сколько (в процентном отношении) отсчетов сигнала
окажутся клиппированными при увеличении уровня сигнала от 0 до значения,
соответствующего выбранному уровню нормализации.
В поле Statistics для режима Normal представлены следующие
статистические данные:
-Dyn
Range, Used Range - динамический диапазон сигнала
Для режима Eq-Loudness в таблице представлены значения
только двух параметров: Loud и Peak Cluster.
Итак, осталось закрыть окно диалога Advanced Statistical
Report, открыть вкладку Normalize и нажать кнопку Run Normalize.
========================================
Adjust Sample Rate -
изменение частоты дискретизации
Команда Adjust Sample Rate... позволяет изменить частоту
дискретизации. Этой командой открывается окно Adjust Sample Rate (подобное окну
New Waveform), в котором вы можете задать новую
частоту дискретизации. Например, если первоначально аудиофайл был записан с
частотой дискретизации 44 1 00 Гц, и вы изменили частоту на значение 22 050 Гц,
то при воспроизведении тон звука будет ниже на одну октаву, а длительность
фонограммы увеличится в два раза, т. е. теперь волновая форма воспроизводится
со скоростью в два раза ниже первоначальной.
Данная команда не производит никаких преобразований отсчетов,
а просто изменяет информацию о частоте сэмплирования, которая хранится в
звуковых файлах.
Выбирать значения частот дискретизации можно только из числа
тех, которые поддерживаются вашей звуковой картой.